Магистранты Сретенской семинарии приняли участие в круглом столе на кафедре богословия МДА

Московская Сретенская Духовная Семинария

Магистранты Сретенской семинарии приняли участие в круглом столе на кафедре богословия МДА

1019




5 декабря четверо студентов магистратуры приняли участие в круглом столе на кафедре богословия Московской духовной академии. Это мероприятие стало ответным на состоявшийся ранее визит студентов Академии в Сретенскую семинарию с докладами на тему «Consensus patrum». Встречу посвятили обсуждению вопроса о содержимом Святой Чаши на Литургии Преждеосвященных Даров.

Эта тема - предмет болезненных споров в самых разных масштабах: от межправославных дискуссий до несогласий среди духовенства одного прихода. На первый взгляд этот вопрос может показаться малозначимым. Но если как следует задуматься и изучить вопрос, он оказывается весьма серьезным и напрямую касается христианской веры. Для каждого православного христианина Пречистые Тело и Кровь Христовы – величайшая, ни с чем несравнимая святыня. И вопрос, находится ли в Святой Чаше Кровь Христова или же просто вино, – для верующего человека принципиально важен.

Вопрос этот обострился после того, как 15 февраля 2018 года Синод Православной Церкви в Америке принял постановления:

«В соответствии с древним, вселенским Преданием Церкви, когда во время Литургии Преждеосвященных Даров Преждеосвященный Агнец погружается в Чашу, растворенное водою вино воистину становится Честною Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Соответственно, священники и диаконы, сослужащие или причащающиеся за Преждеосвященной литургией, должны причащаться из Святой Чаши таким же самым образом и с теми же самыми словами, как и на литургиях свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. И священник или диакон, который должен позднее потреблять Дары, также должен отпивать из Чаши, так как это никоим образом не является нарушением евхаристического поста». 

Этот же подход находит отражение в последнее время и в греческих Поместных Церквах. Литургисты связывают это с сравнительно недавним введением в богословский дискурс малоизвестных ранее литургических текстов, в которых такая практика отражена. Однако этому подходу противоречат такие источники, как ответы святителя Симеона Солунского, греческий «Пидалион» («Кормчая») под редакцией преподобного Никодима Святогорца, Требник митрополита Петра (Могилы), «Известие учительное», «Изъявления о некиих исправлениях в служении Преждеосвященной литургии» инока Евфимия, Архиерейский Чиновник и Служебник под его редакцией, постановления Московского собора 1689 года, поддержанные Иерусалимским Патриархом Досифеем, и многое другое. Более того, согласно православному вероучению таинства совершаются через молитву, в которой мы просим Бога о его совершении. Таким образом происходит соработничество Бога и человека. Если же мы считаем, что таинства совершаются лишь в следствие механических действий, мы сильно рискуем уклониться в магизм. В чине Преждеосвященной Литургии таких молитв нет. Само наименование Литургии «Преждеосвященной» 52-м правилом Трулльского собора говорит о том, что Святые Дары уже были освящены, а на этом богослужении совершается Причащение ими.

Вопрос этот достаточно сложный и глубокий. Поэтому после двух докладов сретенских магистрантов началась долгая дискуссия с участием преподавателей и студентов Московской духовной академии.

В завершение встречи докладчики из Сретенской семинарии поблагодарили представителей МДА за теплый прием, радушие и интересную дискуссию. Обе стороны выразили радость, что между духовными учебными заведениями есть научно-богословское взаимодействие.

СПРАВКА:

На круглый стол в МДА отправились студенты первого курса магистратуры Сретенской семинарии профиля «Церковнославянский язык: история и современность» диакон Анатолий Гольдман, диакон Иаков Белый-Кругляков, Константин Цырельчук и профиля «Пастырское богословие» Александр Громотков.